В России наступили новогодние каникулы — одни из самых любимых и ожидаемых праздничных дней в году. При этом меньше ста лет назад такого праздника, как Новый год, в нашей стране вообще не существовало — его придумала советская власть, чтобы вычеркнуть из жизни граждан молодой советской республики память о Рождестве. Тем не менее праздник прижился, чего не скажешь о многих других. Почему россияне любят одни праздники и равнодушны к другим, кто и как пытался диктовать им, что отмечать, а что забыть, «Лента.ру» выяснила у кандидата исторических наук, доцента кафедры этнологии исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Андрея Туторского.
«Лента.ру»: В XX веке годовой праздничный календарь в России, в силу известных исторических причин, не раз претерпевал серьезные изменения. А когда у нас впервые появился календарь государственных праздников в современном понимании этого слова?
Туторский: Дело в том, что русская культура до революции — и в значительно более ранние эпохи — во многом была вариацией христианской культуры. Например, московские князья в XIV-XV веках не составляли завещаний в современном понимании, они писали специальные духовные грамоты — это было одновременно и молитвенное напутствие, и рассказ о том, кому что перейдет. Поэтому говорить о том, что у нас была какая-то особая система государственных праздников (именно как особая система, отделенная от церкви), не совсем точно и не совсем возможно. Петр I пытался это сделать. Его ассамблеи, которые напоминали итальянские карнавалы, шли, скажем так, вразрез с церковной политикой. Тем не менее это были лишь отдельные элементы.
Так что в целом русская праздничная культура конца XIX — начала XX века была по сути церковным календарем, в котором, например, не было даже особого дня, посвященного царю, а был День высочайшего тезоименитства, то есть день святого, которого звали так же, как русского императора.
У нас существовали церковные праздники. Каким-то из них предавалось большее общегосударственное значение — например, Рождеству, Пасхе. А какие-то праздники — например, Никола Зимний или Егорий Вешний — имели большее значение в народно-христианской среде.
Как сильно годовой календарь праздников при царе отличался от сегодняшнего?
Не было Нового года в сегодняшнем понимании. Было Рождество. Нельзя сказать, что это большая разница, тем не менее Новый год — это светский праздник, а Рождество — однозначно праздник христианский. Одним из крупнейших праздников была Пасха. Отмечались дни коронации государей. Были посты, которые тоже отмечались. Например, начало Великого поста маркирует такой праздник, как Масленица, который не является в полном смысле христианским, но очень широко справлялся на Руси.
Плюс к этому были дни местнопочитаемых святых, престольные праздники — это то, что сейчас можно сравнить с Днем города или Днем села. А в деревенской среде справлялись съезжие праздники. В городской среде это были дни поминовения каких-либо святых, на которые сходились люди определенной веры.
Сейчас, спустя сотню лет, изменение праздничного календаря после 1917 года выглядит очень радикальным. Однако большевики только через пару лет отказались от многих старых, в том числе религиозных праздников. Почему?
Я бы даже сказал, это происходило еще более постепенно. Но здесь, во-первых, нужно сказать, что одно из значений праздника — утверждение доминирующей системы ценностей. Например, многие не понимают, почему мы сейчас отмечаем День независимости России 12 июня, однако для государства важно подчеркивать день, когда оно, так сказать, «появилось на свет». Точно так же большевики отмечали годовщину революции 7 ноября. Все эти праздники утверждают некие ценности.
Рождественская елка. 1913 год
Фото: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
Есть еще и во-вторых. Допустим, каждый воскресный день маркирует день отдыха. Каждое воскресенье, когда мы не встаем утром и не идем на работу, мы не задумываемся, что на седьмой день Бог отдыхал, и в честь этого у нас тоже выходной. То есть многие праздники имеют бытовое значение. Церковный календарь в России до революции организовывал время. Большевики, когда пришли к власти, могли отменить праздники, но не могли отменить время. Они делали такие попытки в 20-е годы и несколько позже. Например, в начале 30-х была попытка отменить семидневную рабочую неделю, заменив ее пятидневной с одним выходным, чтобы отграничиться от христианской идеи. Но это не прижилось.
Так что, я думаю, сохранение в 1918-1919 годах официального календаря церковных праздников — это просто инерция. Советы хотели бы их отменить, но им нужно было их чем-то заменить и как-то это объяснить. Отменить праздник — например, Пасху — непросто. Это значит перекроить ежегодную активность миллионов граждан России, которые годами и десятилетиями подгадывали к празднику какие-то свои дела. Поэтому откаты назад и постепенный переход на новый календарь как раз связаны не с тем, что большевики не хотели отказываться от старых ценностей (они, наоборот, всячески это делали) — просто у них по-другому не получалось.
Я бы хотел это проиллюстрировать на такой празднично-ритуальной теме, как крестины. Когда рождался ребенок, его крестили (точно так же когда люди женились, они венчались в церкви). Так вот, большевики пытались это отменить. Но сам факт получения имени был церемонией крещения; если ее не проводить, получалось, что у ребенка как бы нет имени. Именно поэтому все 20-е годы существовали так называемые красные или комсомольские крестины. То есть большевики хотели вытеснить христианство и христианские смыслы ритуала, но сам факт крестин они вытеснить не могли.
У нас сейчас принято идти в загс и там записывать имя ребенка. Это приживалось очень долго. Для этого потребовались все 30-е и 40-е годы. Причем в 40-е была война, когда люди были готовы отказываться от ритуалов.
Точнее, сначала придумали, чем заместить религиозную символику: те же крестины, но красные или комсомольские, — и только потом начали отказываться от самой традиции крестин. Точно так же со свадьбами. Сначала придумали комсомольские венчания. Все было примерно то же самое, только вместо похода в церковь — доклад, вместо свадебных застольных песен — «Интернационал». Сам алгоритм ритуала сохранялся, но туда вставляли другое смысловое наполнение.
Нечто похожее произошло и с праздниками. Просто так отменить их было нельзя. Сначала придумали праздники-заменители, а потом стали менять уровень организации времени.
Пока вы рассказывали про красные крестины, мне вспомнился эпизод из повести Михаила Булгакова «Собачье сердце», когда на заседание домкома во главе со Швондером пришла женщина с новорожденными двойняшками и попросила их «озвездить». Это оно и есть?
Да, «звездины» — одно из названий этого явления. 1920-е годы были очень интересным периодом, когда не было многих общепринятых названий. Мы привыкли считать, что Советский Союз — это что-то такое очень централизованное, с единым алгоритмом, однако та эпоха была другой. Где-то это были «звездины», где-то «октябрины» — в честь Октябрьской революции, где-то — «красные крестины». А еще «комсомольские свадьбы», «красные свадьбы»… Было много названий. За разными названиями скрывались разные формы замещения старых ритуалов, но это еще не был единый ритуал нового типа.
Нарком просвещения РСФСР Анатолий Васильевич Луначарский (первый справа) на «октябринах» (обряд советских крестин)
Фото: РИА Новости
Надо сказать, что в 20-е годы у большевиков не получилось вытеснить полностью эти церковные ритуалы и праздничные традиции. В середине 30-х начинается более жесткое наступление на церковь, запрет всего церковного. Именно тогда начала быстрее формироваться новая обрядность.
Почему некоторые советские праздники надолго не прижились? Например, отмечавшийся 21 января День памяти Ленина, совмещенный с Днем памяти демонстрации 1905 года, или День низвержения самодержавия 12 марта, День Парижской коммуны 18 марта…
Можно предположить две вещи. Первая — если вспомнить политику 90-х, у Ельцина был такой метод: проводить какую-то реформу, которая будет очень раздражать коммунистов, а потом ее отменить. Мне кажется, День Парижской коммуны в принципе не мог прижиться в России, потому что он никак не связан с историей России. Но ввести его было надо, чтобы вызвать раздражение у сторонников старой власти, которых до 1936 года называли «лишенцами».
Вторая причина, на мой взгляд, заключается в том, что на протяжении 20-х годов в советской идеологии доминировала идея мировой революции и, соответственно, наши праздники должны были быть праздниками нового мирового государства, где нашлось бы место и Парижской коммуне, и чему-то подобному. Тот же День низвержения самодержавия был русским аналогом Дня Парижской коммуны. То есть в соответствии с идеей мировой революции новая календарная система могла формироваться вокруг дней, когда в какой-либо стране произошла революция. Когда же был взят курс на построение социализма в отдельно взятой стране, стало понятно, что надо развивать национальные праздники.
С другой стороны, прижился же праздник 1 Мая.
Я бы не сказал, что он сильно прижился. Точнее, прижился, но по-разному. Во-первых, еще до 1917 года была традиция маевок, возникшая после революции 1905 года. Маевка — это встреча в лесу, когда вместе поют «Интернационал» и обсуждают какие-то коммунистические сюжеты. Для тех людей, кто ненавидел царизм, маевки были воспоминанием о начале их борьбы. Как, например, и праздник в память о демонстрации 9 января 1905 года, который по новому стилю выпадал на 22 января и был совмещен с днем смерти Ленина, произошедшей на сутки раньше. Как и День Парижской коммуны, праздник 1 Мая реально не был связан с какой-то памятью людей.
Поэтому празднование 1 Мая связано не столько с фактом демонстрации в Чикаго 4 мая 1886 года, сколько с традицией весенних сборов. В этом плане маевки с самого начала больше напоминали Пасху. Пасха в городе представляла собой в большей степени официальное мероприятие. Чем-то подобным, только неформальным, и были маевки в рощах и лесах. Наверное, именно поэтому прижился праздник 1 Мая — как побег из города, как нечто связанное с природой, а позже с дачами.
Первомайская демонстрация на Красной площади. 1974 год
Фото: Юрий Абрамочкин / РИА Новости
После 1945 года в народном праздничном календаре прочное место занял День Победы. Это действительно народный праздник?
По поводу того, каким он стал праздником, и сейчас существует разные мнения: нужно праздновать и веселиться или вспоминать и скорбеть. С 1948-го по 1964-й он был днем памяти. Это был рабочий день, но, насколько я помню рассказы ветеранов, никто никогда в этот день особо не работал, часто ветеранов после обеда отпускали, и они вместе собирались. Очень часто они имитировали военно-полевые условия, когда выпивали на бревне, на поляне, раскладывали еду на газете, закусывали вареной картошкой и вспоминали тех, кто не вернулся с войны. Пока таких ветеранов было много — больше, чем тех, кто войну не видел, — естественно, никакого праздника в этот день быть не могло. Мог быть только день воспоминаний о погибших боевых товарищах.
В 1965 году было принято решение вернуть этому празднику статус официального. Вообще, в 60-е годы происходило создание нового советского церемониала. Стали появляться Дни урожая, в Поволжье вновь появился Праздник плуга, такой советский Сабантуй. Если в 20-е годы пытались замещать старое новым коммунистическим содержанием, то в 60-е — наоборот. Однако вместо Масленицы появились проводы зимы. Возвращение празднования Масленицы противоречило коммунистической идеологии, а создание на ее основе нового советского праздника с секулярным ритуалом соответствовало новой советской идеологии. Вот и создавали эти советские ритуалы. Их было много: День шахтера, День рыбака, День пожилого человека, День физкультурника… И вместе со всеми этими праздниками создавался День Победы. Однако он был, понятно, намного важнее прочих праздников.
Парад ветеранов войны на Красной площади, 1995 год
Фото: Виталий Савельев / РИА Новости
Именно тогда происходит захоронение останков Неизвестного солдата, создаются те места, куда приходят люди в День Победы, начинает складываться традиция парадов. И в итоге возникает новый алгоритм Дня Победы. Появляется песня про то, что «это праздник со слезами на глазах». Начинает выдвигаться идея о том, что это праздник жизни, победившей смерть. Это тоже имеет глубокую христианскую символику, поскольку Светлое Христово Воскресенье — Пасха — это ровно тот же самый праздник.
Так вышло, что прижился еще один появившийся в советскую эпоху праздник. Я имею в виду тот, что мы отмечаем в начале ноября. Сейчас вроде бы и дату поменяли, и называется он не в честь революции, но все равно нынешний День народного единства прочно ассоциируется с перенесенным 7 Ноября (при этом про сам октябрьский переворот уже мало кто вспоминает). В чем же причина «народности» этого праздника? Почему в России привыкли отдыхать в начале ноября?
В России праздники исконно воспринимались не столько как отдых, сколько как смена периодов. В XIX веке в нашей стране было развито отходничество, когда люди летом работали на своих крестьянских наделах, а зимой уходили на предприятия. Покров — 1 октября по старому стилю — был временем, когда заканчивали обмолот зерна и искали, куда уйти на заработки. Соответственно, Пасха была временем, когда заканчивались контракты в городе, и отходники возвращались в село. На мой взгляд, майские и октябрьские (ноябрьские) праздники — в деревнях очень часто в этом случае говорят pluralia tantum (то есть именно во множественном числе, даже если праздник один — прим. «Ленты.ру») — это такие поворотные даты.
Также, например, есть день летнего солнцестояния и день зимнего солнцестояния. Мы сейчас их никак не отмечаем, но это очень важные даты, о которых часто говорят что-то вроде: «Все, день начал прибывать, теперь полегче станет». Смысл майских и октябрьских праздников примерно такой же. Это некая граница, какие-то важные рубежные даты.
Мне кажется, их «народность» именно в этом. Именно в их положении в календаре, а не в том, что кто-то, скажем, понимает значение Дня иконы Казанской Богоматери, празднуемый 4 ноября в честь освобождения ополчением Минина и Пожарского Китай-Города, что стало прологом и важнейшим этапом освобождения Москвы от поляков. Вообще, историческое содержание 4 ноября мало кто знает, более того, на государственном уровне оно не проговаривается. День народного единства, который ранее, когда выходным еще оставалось 7 ноября, был Днем согласия и примирения, как бы продолжает его идею. Но если при Ельцине и раннем Путине это было примирение политических противников, то сейчас это, так скажем, день единства народов России — демонстрация разнообразия, различия культур. Но, опять-таки, не очень заметно, чтобы это было важно для обычных граждан.
Что вообще влияет на «народность» праздника? Как он таким становится?
Я думаю, что надо подробнее оговорить, что значит важность праздника. Иногда народное восприятие может существенно отличаться от официального позиционирования того или иного дня. Я могу привести пример из своих полевых исследований.
Например, на Севере 8 марта является днем знакомства молодежи. С одной стороны, это день женщин, и кто-то едет проведать маму — самую главную женщину, а кто-то девушку. Но из-за того, что это выходной день, который часто «пристегивается» к субботе и воскресенью, получаются такие мини-каникулы в три-четыре дня, когда на малую деревенскую родину из города приезжает много молодых людей. А раз так, под это дело можно что-то провернуть.
Или, например, майские праздники у нас являются народными, потому что люди уезжают на дачу и трудятся там. Это не имеет никакого отношения к международной солидарности трудящихся. Но поскольку это большие выходные, а в России подсобное хозяйство традиционно имеет важное значение, майские праздники превращаются в дачные каникулы — всенародно признанные дни пребывания на даче.
Если бегло посмотреть календарь праздников советской эпохи, нельзя отделаться от мысли, что произошло просто переименование основных праздников (с некоторым сдвигом по датам). Судите сами: было Рождество — стал Новый год, была Масленица — стало 8 марта, была Пасха — стало 1 мая, был Покров — стал День брежневской конституции. Случайно так получилось — или советская власть сознавала бесполезность попыток изменить народный календарь?
Не могу однозначно сказать. Однако, например, в конце XIX — начале XX века было много исследований, которые сравнивали славянские народные календари в разных странах. И там была общая идея о том, что у всех народов есть четыре ключевые даты: дни зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. И под эти четыре даты подверстываются основные праздники года. Если присмотреться, можно обратить внимание, что к этим датам и Покров подвязан, и Пасха подвязана, и Рождество подвязано, а также День Петра и Павла летом. Эти четыре даты действительно имеют очень важное значение. И, наверное, оправдан тот факт, что они словно стрелками на условном циферблате указывают на четыре разных направления и продолжают существовать.
Заслуга советской власти в том, что она учитывала какие-то особенности существования людей в обществе. Эти законы действительно достаточно универсальны, как бы ни менялась идеология. Исследователи славянства говорили, что были языческие традиции, а потом пришло христианство, но ничего не поменялось — эти четыре даты остались. Потом пришли большевики, и тоже поменялась только оправа. Наверное, это правда. Хотя те же ноябрьские праздники сейчас отличаются от осеннего равноденствия на полтора месяца, находясь ровно посередине трехмесячного периода, между 22 сентября и 22 декабря. Праздник 1 Мая тоже сильно отдалился от 22 марта.
При этом главные зимний, весенний, летний и осенний праздники — наверное, какая-то устойчивая вещь. Но я бы не стал объяснять это сходство политикой советской власти, а связал бы это с более глобальными закономерностями существования культур.
Проводы русской зимы. 1970 год
Фото: Всеволод Тарасевич / РИА Новости
Сейчас у нас есть новогодние каникулы. Весной — майские. До революции ведь тоже было что-то похожее: три выходных на Рождество и через несколько дней Новый год. А вместо майских были десятидневные пасхальные каникулы. Можно ли говорить, что нынешние длинные выходные зимой и весной имеют гораздо более глубокие традиции, чем обычно представляется?
Да, конечно. Для фольклористов, для этнографов это общеизвестный факт. Я думаю, с этим согласятся все исследователи.
Можно ли предположить, что в ближайшие десятилетия какие-то из сегодняшних официальных праздников исчезнут сами собой?
С Новым годом, я думаю, ничего не случится. Несмотря на то что он был придуман в 1935 году и на самом деле является советским праздником, фактически он вобрал в себя все рождественские традиции. И для большинства людей отличий Рождества от Нового года нет.
Майские праздники тоже, как мне кажется, останутся стабильными, за исключением формы празднования Дня Победы. Она уже сейчас меняется. Уже нет парада ветеранов. Сам праздник останется, безусловно. Это самый народный, самый искренний праздник, но форма его, я полагаю, изменится.
Что касается Дня России 12 июня, то здесь есть дилемма. С одной стороны, отменить его нельзя, потому что это будет абсолютно антигосударственный шаг. А с другой стороны, это праздник, у которого нет никакой народной жизни. Скорее всего, либо для этого дня найдут какой-то смысл, либо он станет еще более формальным выходным.
К сожалению, 2020 год показал, как много у нас может быть проблем, и очень часто памятные дни рождаются в такие проблемные периоды. Если, не дай Бог, что-то случится — возможно, у нас появится еще какой-то день памяти или день победы над чем-то… Но я надеюсь, что все останется так, как есть.
Хэллоуин в России празднуют уже не первый год, день Святого Валентина вообще считают «своим». Недавно в нашей стране начали отмечать и День Благодарения. К чему приведёт эта тенденция? И почему Россия перенимает именно американские праздники? Попробуем разобраться.
Хэллоуин в России празднуют уже не первый год, день Святого Валентина вообще считают «своим». Недавно в нашей стране начали отмечать и День Благодарения. К чему приведёт эта тенденция? И почему Россия перенимает именно американские праздники? Попробуем разобраться.
Для многих Хэллоуин – это не больше, чем возможность нарядиться в страшные костюмы, раскраситься и, тем самым, расслабиться, отойти от повседневных дел и здорово повеселиться. Однако наряженные люди уже не думают о культурном смысле этого праздника, хотя многие и знают, откуда взялась сама традиция. Этот праздник приживается лишь у молодежи, и то не у всей.
Александр, студент: «Почему нельзя раз в год просто подурачиться, надеть смешные костюмы, раскраситься и повеселиться? Это просто маскарад, веселый праздник. Как жаль, что в России его не принимают»
Ольга, менеджер: «Праздник исконно западный, а конфет повыпрашивать мы и на Сочельник можем. Официально Хэллоуин в России не отмечают, а подражать западным странам… Я знаю, что с недавнего времени и в странах СНГ, и в России тоже начали его отмечать, но это уже не то…»
С днем Святого Валентина у нас обстоят дела получше. Примерно с 90-х годов 20 века молодые девушки и парни с нетерпением ждут заветный день 14 февраля, чтобы рассказать о своих чувствах. Что же в этом плохого? Но церковь, особенно православная, видит в нем языческий смысл, хотя этот праздник имеет католические корни. Такая неприязнь к иностранным праздникам, скорее, связана с политическим или социальным подтекстом. В России даже недавно ввели свой «день Святого Валентина». 8 июля теперь отмечается День семьи, любви и верности. И это хорошая альтернатива западному аналогу.
Алла, продавец цветов: «А мне нравится этот праздник, приятно, что такая добрая традиция как празднование дня всех влюбленных все прочнее входит в нашу жизнь!»
Антон, студент: «Влюбленные в особых днях не нуждаются, зато для тех, кто одинок или расстался, этот день – лишний стресс. С ужасом жду его приближения».
И, наконец, только в этом году пошли слухи о праздновании в России дня Благодарения. Правда, отметили его пока в центрах изучения английского языка, в том числе и в челябинском Английском клубе. Как когда-то на уроках английского рассказывали о дне Святого Валентина, сейчас рассказывают об ещё никому неизвестном Дне благодарения. Кто знает, как ученики отнесутся к такой традиции.
Этот праздник считается чуть ли не самым популярным в США. В День благодарения американцы собираются в кругу близких и родных и дарят друг другу подарки. Главное блюдо на праздничном столе – индейка. Также важными атрибутами праздника являются костюмированные парады и много веселья.
Олег, инженер: «Нет, мы никак его не отмечаем, потому что это североамериканский праздник. В России он никогда не отмечался»
Елена, тренер: «Знаю о таком только понаслышке из американских фильмов. В чем суть праздника так и не понимаю. Кажется, люди дарят подарки друг другу и едят индейку».
Итак, заимствование праздников связано с популярностью изучения английского языка, как в России, так и в мире. Но ведь и в России, и во многих других государствах есть свои подобные праздники, обусловленные их культурой. Почему тогда американские праздники оказываются более популярны? Да потому что на уроках английского языка детям с первого класса рассказывают про святого Валентина, и они воспринимают это как свое. Ведь английский язык, а вместе с ним и вся Западная культура играют всё большую роль в нашей жизни. Мы любим западные фильмы больше, чем свои, любим западную музыку, а не русскую, покупаем импортные машины, технику, одежду. И это не потому, что у нас нет ничего своего. Скорее, нам нужна альтернатива, что-то новое, неизвестное… Время покажет, как приживутся у нас западные традиции.
Анна Косоротова
- Главная
- Оглавление блога
- ОБ АВТОРЕ
- КУРСЫ
- Душевная мастерская блогинга
- РУБРИКИ
- ПРО СЧАСТЬЕ
- ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО
- ПРОДУКТИВНОСТЬ
- ИНТЕРВЬЮ
- КНИГИ
- ВДОХНОВЕНИЕ
- МОЕ ЛИЧНОЕ
- КАК ПОДПИСАТЬСЯ
Середина декабря — самое приятное и сказочное время! Праздник все ближе и ближе, и его предвкушение нарастает с каждым днем… Как жаль, что у нас пока нет снега. Это очень осложняет ситуацию, и создавать новогоднее настроение не так-то и просто, ведь белые просторы и пушистые холодные хлопья — это холст праздничной атмосферы.
Я знаю, что многие люди по определенным причинам не ощущают никаких новогодних чудес, не чувствуют волшебства и не считают 31 декабря (или 25) каким-то особенным днем, когда все мы обязаны как под копирку радоваться и веселиться. Я тоже прошла через этот период. Но, пожалуй, стоило было окончательно обесценить праздники в собственных глазах, чтобы в итоге понять их истинный смысл. И сегодня я хочу поговорить об этом с вами. Так для чего же нам нужны праздники и повседневные ритуалы?
ПОЧЕМУ МЫ ТЕРЯЕМ ОЩУЩЕНИЕ ПРАЗДНИКА
Помните наше детское предвкушение новогоднего волшебства: как мы ждали ту самую заветную ночь и с каким рвением просыпались и отправлялись к елке на следующее утро? Как мы легко заряжались новогодним настроением, мечтали о подарках, верили в чудо, рассматривали игрушки и украшения, наряжали елку, испытывали невероятное чувство восторга от всего происходящего… Эмоции были аналогичными и по отношению к любому другому событию: Дню рождения (своему собственному или празднику семьи или друзей), 8 марта, а чуть позже уже и Дню Святого Валентина :).
Со временем это чувство пропадает, а те, кто склонен искать во всем в жизни смысл, в итоге понимают, что праздник — не что иное, как обычный день в году, к которому кто-то когда-то приурочил событие и дал определенное название.
Мы теряем способность чувствовать праздник и понимать его. А в бешеном ритме жизни закрываем глаза и на повседневные ритуалы, объясняя это постоянной нехваткой времени и спешкой. Мы не можем позволить себе как следует отдохнуть и расслабиться, и даже если и выделяем на это время, то продолжаем мучиться, испытывая чувство вины.
Тем временем жизнь идет, а у некоторых даже проходит мимо. Мы больше не способны с таким же удовольствием чувствовать жизнь, замедляться, наблюдать со стороны, мы остаемся недовольными происходящим, впадая в уныния и пытаясь разобраться, когда и что именно в нас сломалось.
Заглядывайте в мой душевный телеграм-канал @mariyaalbi. Всегда рада подружиться и пообщаться. 😉
Вдохновение жить, чувствовать и действовать прямо сегодня!
Подписаться…
Причины у каждого свои. Безусловно важно пытаться расставаться с хандрой и унынием, а в тяжелых случаях необходимо бороться с окутывающей с ног до головы депрессией. Все это не так просто, как хотелось бы. И я очень хорошо это понимаю. Поэтому сегодня предлагаю каждому из вас понять и прочувствовать всю важность и необходимость маленьких ритуалов и праздников для нашего собственного и семейного счастья.
ЗАЧЕМ НУЖНО ОТМЕЧАТЬ ПРАЗДНИКИ
- смысл не в чуде, которого так все ждут и обещают и в итоге могут разочароваться, а в безграничном всеохватывающем и всепоглощающем чувстве веры в то, что все возможно и реально;
- это прекрасная возможность снова почувствовать себя ребенком, радуясь мелочам и тем самым чувствуя себя живым, ощущая бурлящую жизнь каждой клеточкой;
- это повод наполнить свой мир яркими красками, событиями и воспоминаниями;
- это шанс весело провести время, испытав широкий спектр положительных эмоций;
- это чистый лист, точка отсчета — данное самим же себе право начать что-то или абсолютно все сначала;
- желание дарить подарки не ради материального удовлетворения получателя, а для того, чтобы подарить эмоции, впечатления и память на долгие годы;
- это пауза, которая нужна абсолютно всем, чтобы остановиться и посмотреть на свою жизнь со стороны;
- это перезагрузка собственной внутренней системы ценностей;
- именно в праздники мы можем испытывать чувство наполненности энергией и желанием жить, но это происходит лишь в том случае, если мы сами к этому готовы и открыты для наполнения.
ПОЛЬЗА ОТ ПОВСЕДНЕВНЫХ РИТУАЛОВ
- Это мини-праздник для души и тела, который позволяет отвлечься от ежедневных хлопот и проблем и ощутить всю прелесть неспешного существования: принятие душа или ванны с самым приятным ароматным средством помогает выкинуть из головы ненужные мысли или, наоборот, погрузиться в теплые мечты и воспоминания; а можно заварить горячего чайку или какао и просто понаблюдать за прохожими или дыханием города, отстранившись на несколько минут от всего на свете.
- Это способ позаботиться о себе и посмотреть вглубь своего внутреннего мира, разобраться с волнующим и отпустить это: мягко, нежно и не спеша поухаживать за собой, приводя в порядок свое тело и душу и излечиваясь от груза, который давит изнутри.
- Это возможность выразить свою любовь к близким и узнать их лучше, обсудить и решить проблемы, сблизиться и сплотиться: встреча за обедом или ужином, или же чайная церемония, без просмотра чего-то развлекающего, а исключительно с разговорами. Только так можно узнать своих же родных людей поближе, выяснить проблемы, поддержать любимых и решить возникшие неприятности.
- Отличный способ отдохнуть, расслабиться и отделить рабочее время от часов отдыха (особенно для тех, кто работает дома): понежиться в постельке или под теплым пледом, погрузиться на несколько часов в книгу или просмотр любимых сериалов, прогулять по любимым улочкам города или местам, где еще никогда не бывал.
- Приведение своего дома в порядок, но не на автомате, как обычно, а с полным пониманием дела, с возможностью выразить любовь комнатам, в которых мы живем, и вещам, которые нас окружают. Время позаботиться и поухаживать за вещами, которые нам служат, понять, какие из них радуют нас, и избавиться от всего остального.
Продолжать можно вечно. Ведь у каждого из нас свои тайные и порой ни с кем не сравнимые по оригинальности ритуалы. Поделитесь в комментариях, как вы отдыхаете и расслабляетесь, что может унести вас далеко-далеко в неизведанные глубины внутреннего мира. Или какие семейные ритуалы и традиции вас сближают. Расскажите о любых других интересных особенностях вашей жизни.
РИТУАЛЫ, КОТОРЫЕ ЗАНИМАЮТ ОСОБОЕ МЕСТО В МОЕМ СЕРДЦЕ
Я люблю утро всей душой, хотя раньше никогда не понимала смысла раннего подъема и чувствовала себя ужасно. Это время наполняет меня ощущением возможности объять необъятное и переделать непеределываемое. Но с таким же трепетом я отношусь и к ночи: когда все спят, а ты погружена в свое любимое уединенное состояние. Эти две любви борются во мне день ото дня и не дают спокойно жить, войдя в какой-то определенный режим.
Забраться с кружкой какао или горячего шоколада на кровать с ноутбуком и смотреть сериалы или уютные фильмы. Или уткнуться в книги. Да, я отдыхаю именно так. И порой границы между работой и отдыхом стерты до безобразия. Так что приходится каждый день искать выход или сходить с ума к ночи от усталости и закипающих мозгов ).
Вечерний и ночной город. Я ощущаю невероятное тепло, когда вижу многоквартирные дома и горящие то тут, то там окна. Или редкие огоньки в одиноко стоящих частных домах. Эта картина вызывает у меня какой-то необъяснимый детский восторг, смешанный с дико уютным неизвестным мне чувством. А огни ночного города каждый раз заставляют биться сердце чаще. Очень люблю находится вечером в пути и разглядывать из окна автобуса всю эту красоту.
Смотреть на снегопад. Когда снег валит крупными-крупными хлопьями, существенно сокращая зону видимости. Даже вечером поднимаю жалюзи, закалываю шторы и смотрю на эту сказку, которая умиротворяет и дарит чудесные ощущения домашнего блаженства.
Писать в блог. Это для меня особенный и очень-очень важный ритуал. Будто бы выворачиваю себя наизнанку и вижу как на ладони все, что меня волнует, все проблемы, страхи, сомнения, печали, которые тут же испаряются, стоит лишь детально разложить их по полочкам в посте. В последнее время еще ощущаю огромный восторг, ведь я знаю, для кого пишу, знаю, кому могу помочь, что у нас с вами обязательно продолжится разговор в комментариях или письмах, что вы всегда поделитесь своими переживаниями или дадите советы. И это для меня бесценно! В блоге я чувствую себя именно собой! Без каких-либо масок, без желания одеться в броню и защищаться. И спасибо за это хочу сказать именно вам!!!
А теперь хочу поинтересоваться у вас и обсудить вот какие вопросы. В чем конкретно для вас заключается смысл праздников? Зачем по вашему мнению их нужно отмечать? Какие ваши любимые повседневные ритуалы? Или что бы вы хотели привнести в вашу жизнь, да все никак не удается? Думаю, многим было бы интересно почитать. Как всегда, продолжаем в комментариях ;).
P.S. Друзья, спасибо, что читаете! Приглашаю вас стать чуточку ближе и подписаться:
– НА МОЙ ТЕЛЕГРАМ – главный канал быстрой связи с вами – там все новости и находки, которыми хочется срочно поделиться. Если ссылка не открывается, ищите в поиске по названию «Мария Альби | В поисках смысла…».
– НА МОЮ ЛИЧНУЮ РАССЫЛКУ – два раза в месяц в теплых письмах по email концентрированно делюсь с вами новостями проектов и личными событиями, мыслями, выводами и находками, о которых не пишу больше нигде.
Поделитесь статьей с друзьями или сохраните себе на память…
Интересное по теме:
БУДУ РАДА ПООБЩАТЬСЯ С ВАМИ В КОММЕНТАРИЯХ:
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Какая же ты молодчина, снова такой важный, тёплый и просто прекрасный пост.
Абзац про огоньки будто с меня списан! Я совершенно утренняя душа, и вечер для меня ассоциируется со словом «спать», но поздние возвращения домой для меня всегда связаны с этой возможностью наблюдать из автобуса/трамвая за огоньками, горящими окнами. Всегда любила это и испытывала невероятное чувство, которое помнится из детства. Такое волшебное и восторженное.
Знаешь, у меня был период, когда были не ритуалы, а зависимости. И я очень долго от этого восстанавливалась. История длинная, но последние года два я словно с каждым днём приближаюсь к какой-то гармонии…когда меня спрашивают как дела или что-то подобное, я обычно отвечаю «радуюсь жизни». Это какое-то состояние, что…словно жизнь не становится проще, но становится счастливее. И понемногу приходят ритуалы, я уже не боюсь, что опять, как раньше, это будет зависимость. Но пока моё расслабление всё время на когнитивном уровне. Что-то вроде «имею право»…Что-то внутри меня держит и не даёт расслабиться, даже когда внешне именно этим я и занимаюсь. Бывает у тебя такое? Но я надеюсь, что всё придёт:)
А праздники для меня — это возможность совсем не лишний раз сказать (а точнее, написать) тёплые и правдивые слова любви близким людям, друзьям и знакомым. Возможность открыться и увидеть, как открываются тебе в ответ. Это особая атмосфера, которая потому и особая, что не каждый день. Это то, что бессмысленно объяснять, потому что это просто чувствуешь. Хотя я вообще всё чувствую и не люблю слова «потому что»:) Праздник — это любовь, любовь не закупоренная в бутылку и выдаваемая по капле, но любовь, плещущая через край. Каждый день так отдавать просто не хватит. Любовь каждодневная, она про заботу и бережное отношение. Любовь праздничная, она про открытость и щедрость.
Ты всегда меня сподвигаешь на такой поток письменного сознания, что сложно остановиться!) Я, конечно, грешу длиннотами, но не до такой степени обычно:)
Ответить на
Polina
7 лет назад
У меня даже немного не так… Я скорее не разрешаю себе расслабиться. Всегда кажется, что я должна что-то делать. Что-то полезное для будущего или настоящего. А когда наконец настает долгожданный отдых — я себе места не нахожу, мучаюсь, что могла бы делами заниматься в это время. А когда весь день не отдыхаю — вообще чекаюсь так через несколько дней. Над этой проблемой надо работать, я знаю). Учусь потихоньку))). Вроде даже иногда получается).
Насчет зависимостей — у меня есть, конечно, предположения. Но все равно не совсем понятно, о чем ты. Если захочешь вдруг поговорить на эту тему — пиши на почту. Я тоже долго восстанавливалась от своих причуд). Но восстановилась. Так что все будет. Стоит только захотеть и работать над проблемой ;).
Круто! Я рада, что ты так много пишешь). Я люблю читать. Особенно твои комменты. Пиши!!! )))
Ответить на
Мария Мириам
7 лет назад
Понимаю…но отдыхать правда важно) Так что здорово, что учишься! Дальше будет получаться больше:)
А комментарии — с удовольствием!
Ответить на
Polina
7 лет назад
А, пф… Зачем на почту-то? Ты ж можешь мне и в ВК написать, если че ;).
Не поверишь, Маша! Я как раз уже несколько дней обдумываю статью на очень похожую тему! Наверное, Новый Год так действует!
Мне кажется, что праздники изначально придуманы для того, чтобы люди могли вырваться из омута повседневных забот и понять, что жизнь гораздо шире, чем та узкая дорожка, по которой они идут. Ведь каждый праздник посвящен чему-то, о чем мы в будничной жизни обычно забываем. Только беда в том, что мы и сами уже смысла этих праздников не помним. Да и большинство людей празднует весьма однообразно, все знают как.
А насчет ритуалов, конечно, самые любимые те, благодаря которым останавливаешься и даешь себе возможность расслабиться. Забраться в кресло с ногами, держа чашечку кофе в руках, или залезть в ароматную пенную ванну… Мммм!
Ответить на
Виктория Лебедкина
7 лет назад
Почему же, Вик? Охотно поверю). В праздничной лихорадке мысли сходятся, не удивительно))).
Да, к сожалению, для большинства празднички — это повод напиться и забыться))). Я смотрела на это раньше — и становилось невыносимо грустно. Благо, смысл их вовсе не в этом ). И сейчас я это понимаю. И могу придавать праздникам именно тот смысл, который сама считаю нужным ).
Ритуалы прекрасные! ))).
Спасибо за теплый, красивый и плавновоспринимаемый пост! Свет в чужих окнах, особенно ранним зимним утром, когда еще на дворе сумерки- явление завораживающее! По поводу ритуалов ежедневных. Обязательно смотрю результаты nba, как прошли игры за минувшую ночь. Обзоры, нарезки лучших эпизодов, статистику игроков и прочие вкусности. Go Rockets! Fear the beard! Есть у меня еще ритуальчик, не каждодневно выполняемый, к сожалению. Это слушать музыку в наушниках в полной темноте, вкушая магию тоскливых релизов. А если представлять, что вдруг, пока ты уперся глазами в густую смоль, на улице пошел снег, мягко ложась на землю- хочется раствориться в такой ночи! Ритуалы неотъемлимы. Без них никуда. Спасибо еще раз за разбуженные мысли;)
Ответить на
Nickita
7 лет назад
Спасибо за такой развернутый комментарий! И за приятные слова! ) Надо тебя почаще заставлять осуществлять любимые ритуалы и релаксировать. А то это не дело)))
к праздникам спокоен. новый год или день рождения — всё едино.
Ответить на
Trounin
7 лет назад
Молодцом! )))
Здравствуйте, Маша!
Нашла Ваш блог благодаря ссылке Вики (deepwonderspase), которая участвует в Вашем марафоне. И так увлеклась, что незаметно для себя за несколько дней прочитала все Ваши статьи здесь)
Это странно, но практически все ритуалы, которые Вы перечислили, совпадают с моими. Люблю утро за ощущение предстоящего дня как чистого листа, вечер за возможность плодотворно поработать над чем-то творческим, огоньки в окнах, которые заставляют настольгировать, снегопад, который приводит в мечтательное настроение… Даже и добавить нечего))
А зимние праздники я люблю за предвкушение волшебства. Для меня праздничным становится скорее весь декабрь, чем какая-то конкретная дата.
Ответить на
Dasha
7 лет назад
Даша, здравствуйте! Как приятно это знать, вы даже себе не представляете!!! Спасибо большое!!! )
Очень рада, что у нас столько всего общего. И отношение к декабрю у меня аналогичное). Так что можете смело переходить на «ты» ). Думаю, у нас впереди еще столько тем для разговоров…).
Я люблю праздники и с удовольствием их отмечают, мне нравится особая атмосфера, будь то мистический Хэллоуин или светлый Новый год. Новогодний период я, конечно же, люблю еще и за возможность провести время в кругу самых близких и родных, отдыхнуть от рутины и погрузиться в волшебство.
А ритуалы у меня очень схожи с твоими)))даже к блогу у нас одинаковое отношение)) Возможность высказаться, запечатлеть важные моменты жизни и пообщаться с людьми невероятно вдохновляет)
Ответить на
Анастасия Зайнутдинова
7 лет назад
Ой, Настюш, мало того, ты еще отлично переносишь всю праздничную атмосферу к себе на блог. Концентрированное праздничное настроение ).
Иногда мне кажется, что я больше люблю не сами праздники, а их предвкушение)) Полностью согласна с твоим списочком почему нужно отмечать праздники, лично для меня это, как минимум, огромное количество положительных эмоций и перезагрузка! :))
Если говорить о ежедневных ритуалах, то это кружка воды сразу после пробуждения (несколько лет назад приняла такое решение и поначалу это было скорее просто привычкой, только со временем превратилось в осознанный ритуал). Еще ни один мой день не обходится без объятий любимого…в любое время суток, независимо от обстоятельств, дома/на улице/в транспорте — как только появляется у меня(или у него) такой порыв, мы несмотря ни на что обнимаемся:) Настроение сразу же поднимается)) Очень люблю, когда за окном идёт дождь, это успокаивает и навевает много разных мыслей…Завариваю себе чай, заворачиваюсь во что-то теплое и читаю книгу. Долгие ежедневные прогулки с любимым (обычно мы стараемся выходить в такое время, чтобы любоваться непохожими друг на друга закатами…кстати, сегодня небо было невероятно красивым!!), раньше жили рядом с лесом и там вообще было здорово, то белка проскочит, то еще какая-нибудь живность…Природа — это для меня вообще неиссякаемый источник вдохновения! За блог ничего не пишу, т.к. это само собой разумеющееся)))
Еще есть у меня такие ритуалы (хотя их лучше обозвать вредными привычками), от которых я хочу отказаться…Например, если я кушаю, то мне обязательно нужно смотреть сериал, фильм, ну или что-нибудь…Мне кажется, что если я просто сижу и поглощаю еду, то теряю драгоценное время. А еще — поедание сладостей в особо крупных масштабах!! Наверное, новый год нужно начинать с переосмысления всех этих «вредностей» и учиться чем-то их заменять, чтобы быть в гармонии с собой))
Ответить на
Елена Эллер
7 лет назад
Ого! Лен, спасибо за такой огромный список! Некоторые ритуалы возьму на вооружение))). Особенно прогулки во время закатов. Да и вообще, достаточно встретиться с любимым — и появляется невообразимое количество новых ритуалов ))). Вы, кстати, как долго вместе, если не секрет, конечно? Я все пойму, если что ))). А насчет сладкого — если не сильно влияет на фигуру, то почему бы и нет. В наше сложное время — это один из самых главных источников хорошего настроения ).
Ответить на
Мария Мириам
7 лет назад
Ой, Маш, собиралась небольшой комментарий написать, а получилось как всегда:))) Не секрет конечно, мы встречаемся 7 с половиной лет, причем почти всё это время живём вместе) А вы сколько?(если не секрет:))
От сладкого я вряд ли когда-нибудь полностью откажусь(хотя можно ведь готовить полезные сладости), но хочу хотя бы свести к минимуму его потребление…У меня проблемы с суставами(сладкое всё усугубляет), поэтому в первую очередь это сказывается на моём здоровье. Пишу тебе и в этот момент уминаю кусочек шоколадки, аж стыдно)))
Ответить на
Елена Эллер
7 лет назад
Ой, ну какие молодцы! Счастья огромного и крепкого!!! А мы в ноябре два года отметили ).
Ахах))) Ну, иногда организм очень даже требует. Если честно, я пока в Донецке находилась, то лопала как слон ))). А сейчас вот стала наоборот очень-очень мало сладкого есть. И ты знаешь, чем меньше ешь, тем меньше его в итоге хочется. Это ж как наркотик. Главное пережить первые ломки, а потом легко ))). Но все равно нападают редкие сладостно-прожорливые дни))).
Ответить на
Мария Мириам
7 лет назад
Спасибочки, вам тоже бесконечной любви и огромного счастья!!)))
У меня организм как ненормальный требует! Действительно зависимость какая-то:)) Были периоды, когда могла себя контролировать и в разумных пределах ела сладкое, а потом не уследила, доза постепенно увеличилась и всё!! Ты права, чем меньше ешь, тем меньше его хочется, а чем больше ешь…Эх:)))
Настоятельно рекомендую к прочтению книгу Брауна «Игра. Как она влияет на наш мозг, воображение и память». Хорошо объясняет, куда девается из жизни «взрослых людей» чувство праздника и как его возвращать.
Ответить на
Алексей
7 лет назад
О, спасибо, Леш! Это интересно. )
Ох, у меня с праздниками совсем беда. Как-то раз обсуждала со студентами тему: «праздники как формализованный повод для внимания»=)))Мои малышата мне говорят: ну что вы, праздники же это так прекрасно! День Святого Валентина это же ми-ми-ми! И я такая: угум, доживите до моих лет!=))) Но вот не люблю я праздники, это факт. Меня как-будто загоняют в комнату и говорят: веселись! А с чего мне веселиться? А еще эти стишки по телефону и в вк! Оооч не люблю. Ну, в-общем, Машуль, ты уже поняла, наверно, что на праздники меня не звать=)) Я признаю только один праздник: День Рождения, я искренне пишу поздравление, я с любовью выбираю подарок, я понимаю, что это день одного человека! Это праздник, да. А все остальное как-то очень формально, искусственный повод какой-то.
Ну да ладно, хватит моего брюзжания)) Перейдем к ежедневным ритуалам (которые я как раз очень люблю и уважаю). Для меня это ежедневный мини-праздник любви к себе. Мне кажется, что таким образом мы показываем нашему телу и нашей душе, что нам не все равно, что мы заботимся и переживаем о их потребностях. Для меня это чашка чая с молоком, это взгляд на горы, это новый пост в любимом блоге!)) У меня есть несколько авторов, чьи посты я прям жду! И иногда бывает так, что я занята и увидела новый пост, но я точно не буду читать новый пост впопыхах. Я непременно найду тихую минутку, налью чай, возьму конфету и… буду вдумчиво читать каждую строчку, задумываться над интересными мыслями и кивать время от времени). А потом буду писать длинный комментарий, разумеется))
Ответить на
Марина
7 лет назад
Ахаха))). Стишки ))). И открыточки на стену. Из какого-нибудь приложения для массовой рассылки. Ненавижу их! У меня всегда такое ощущение, что ко мне ненароком залетел мусор. Или кто-то так сделал просто, чтобы отвязаться. Лучше уж или совсем молчать, или просто написать пару ласковых обычным текстом. Но не приложения, только не это!!! )))
А вообще насчет праздников я тебя прекрасно понимаю. У меня такое состояние длилось несколько лет кряду. И только в этом году я поняла, какой в этом всем толк. И что смысл в любой праздник можно вложить именно тот, который ты сама хочешь. Или вообще не вкладывать, если не хочется ничего отмечать. Сейчас я понимаю, если есть дополнительный лишний повод собраться с друзьями или родными, хорошо провести время — то это же замечательно. Хотя, совсем не обязательно делать это именно в тот день, в который положено делать это всем. Мы всегда можем устроить праздник сами, когда только пожелаем ).
Обожаю твои длинные комментарии!!! )))
Вот про любимые ритуалы — многое про меня))) я тоже люблю писать в свой блог, пусть и за последнее время много кто отписку делает и новых читателей нет, пусть и блогу больше года))))
Красивые снежинки нравятся, любимый ночной город, провести выходной день под пледом на кровати с книгами)))
Ответить на
Полина
7 лет назад
Тот, кто нужен, все равно останется. И я больше, чем уверена, что вскоре много кто к вам в блог набежит. Главное — не останавливаться и работать, делая то, что действительно нравится.
Действительно, праздники и ритуалы так важны и сколько подмечено деталей… Очень теплый и нужный пост!
Нам надо иногда оставаться детьми и верить в чудеса, это ведь так здорово;)
Ответить на
Таня
7 лет назад
Спасибо! Да, надо бы постараться почаще навещать и поощрять своего внутреннего ребенка).
В семье моих родителей самый главный праздник года — день военно-воздушных сил))) Все родственники так и или иначе были связаны с военной авиацией, наложило свой отпечаток. Новый год как-то обычно все порознь отмечают, нет общесемейных традиционных посиделок. Думаю, когда появятся дети, то уже иначе будет восприниматься) А для меня лично праздники — это дни Рождения и точки колеса года. Для них даже не нужно создавать атмосферу или приучать себя радоваться со всеми, я их и так чувствую. Даже если забываю, то все равно буквально телом чувствую изменения в природе. К остальным праздникам отношусь в духе можно потусить, можно не тусить, как настроение будет)
Из повседневных действий, наверное, практически все могу отнести к ритуалам, даже сложно выделить что-то. А из дорогого сердцу… Безумно люблю гулять во время летних гроз, причем обязательно босиком) Слышу грозу — тут же бегу на улицу! Безумно заряжает и наполняет энергией. С мужем благодарим друг друга постоянно даже за уже совсем привычные вещи: за малейшую помощь, за приготовленную еду, за каждую принесенную денежку. Мне кажется, что очень важно ощущать признательность в таких простых вещах, особенно когда несколько лет живешь вместе. Еще я всегда разговариваю с домовым, растениями и животными. Эта привычная радость недавно меня выручила: остановилась поприветствовать котика из своего двора и не попала под выскочившую из-за угла машину)
Ответить на
Илона Герасимова
7 лет назад
ОМГ! Я прошу прощения, но каким-то образом пропустила этот комментарий). Какой у вас интересный и нестандартный в плане всеобщих гуляний праздник! И тем еще семейнее. Я еще не встречала такие семьи). А твоим ритуалом в день зимнего солнцестояния я восхищена по сей день! ) Прочитала другие твои ритуалы — все-таки какая у тебя удивительная связь с природой!!! Это круто!!! )
Ответить на
Мария Мириам
7 лет назад
Бывает, тем более с марафоном наверняка столько дел, что разрываешься на кусочки) Семьи, где даже бабушки (аж 4!) и две тети военные, они такие… Всего ожидать можно! Спасибо большое, для меня это очень необычно и ценно) А природа для меня неотъемлемая часть жизнь, сама жизнь, не знаю как без нее вообще что-либо возможно)
Хех, Настюш, спасибо большое!!! Но сегодня год не моему, а блогу Ани «Уютный дом» ). Мне своей годовщины ждать еще до февраля))). Но я готова принять поздравления и заранее))). Спасибо!!! )))
Ответить на
Мария Мириам
7 лет назад
Ой, я тупонула)) ну ничего)) комплименты и приятности никогда лишними на бывают)))
Ответить на
Анастасия Кривоспицкая
7 лет назад
Ахах))). Ну, всякое бывает). Все и обо всех упомнить невозможно). Но мне все равно дико приятно!))).
Новые праздники приживаются в постсоветской России непросто. Этому есть целый ряд причин.
Во-первых, слишком сильной была и до сих пор остается магия «красных дней календаря», закреплявшаяся в стране в течение всех 70 лет советской власти. Соответственно, те, кому за 30 (причем вне зависимости от политических симпатий-антипатий), в той или иной степени испытывают воздействие данной традиции. «Старые», коммунистические праздники они считают солидными и устоявшимися в отличие от учрежденных после 1991 года. Примечательно, что сторонники «левой» и «правой» идей политические копья ломают чаще всего не вокруг новых памятных дат 12 декабря или 21 августа, а вокруг таких, которые уже имеют свою историю, — к примеру, 7 ноября или 1 Мая. Тем самым сохраняя праздничный ореол «красных дат» в глазах россиян даже спустя много лет со времени распада СССР и ухода в небытие КПСС.
Во-вторых, праздники-«неофиты» с трудом приживаются на отечественной почве в силу изрядной консервативности нашего общества, которое с большой неохотой расстается с традиционными символами.
В-третьих, против новых праздников зачастую играют их однобокость и ощущение некой искусственности их учреждения.
Так, в постсоветский период первыми «пали» день «победы над ГКЧП» 22 августа, позже переименованный в политически нейтральный День российского флага и День независимости России 12 июня, ныне опять же сокращенный до более аккуратного Дня России. Конечно, эти праздники и по сей день являются государственными, отмечаются на официальном уровне, но при этом с начала 1990-х годов они так и не закрепились в качестве торжественных в сознании граждан РФ, многие из которых вряд ли в принципе помнят эти даты и обстоятельства, им сопутствующие.
Во многом такая ситуация вызвана не объединяющим, а разъединяющим бэкграундом этих праздничных дней. Дело в том, что опросы общественного мнения с завидной регулярностью выявляют ностальгию россиян по «Великому и Могучему», а 22 августа и 12 июня стали для Советского Союза поистине фатальными. Так, 12 июня 1990 года съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете, после чего центробежные тенденции в СССР приобрели необратимый характер. А 22 августа 1991-го СССР прекратил свое существование де-факто, хотя его официальные похороны затянулись до принятия Беловежских соглашений 8 декабря 1991 года.
Без энтузиазма российской общественностью воспринимается и День Конституции 12 декабря, который, кстати, был нерабочим целых 11 лет (с 1994 по 2004 год). И тут опять в дело вмешивается идеологический фактор. Державники и коммунисты припоминают инициаторам Основного закона страны разгон Верховного Совета РФ и расстрел Белого дома, а представители либеральной оппозиции чувствуют себя обманутыми — они продавливали «президентскую» Конституцию для своих нужд, а в итоге остались не у дел. Ну а если добавить к этому весьма прохладное отношение россиян к праву и законодательству (мы в своем большинстве тяготеем не «мертвому юридизму», а к достаточно произвольно трактуемому понятию «правды»), то равнодушие общества в отношении даты 12 декабря также можно понять. Недаром в 2004 году статус этого праздника депутаты Госдумы понизили и он перестал быть «красным днем календаря».
Не завоевали сердца россиян и неофициальные нововведения 1990-х. Так, достаточно маргинальными остаются и Хэллоуин, и День Святого Валентина. Первый отмечает в основном самая отвязная часть молодежи, второй — влюбленные парочки. Парадоксально, но аналогичная судьба постигла и основанный на отечественной традиции День семьи, любви и верности 8 июля, приуроченный к православному празднику святых Петра и Февронии. Видимо, в нашем обществе на сегодняшний день существует запрос скорее на светские неформальные праздники.
На этом фоне учрежденный в 2004 году День народного единства становится счастливым исключением среди остальных постсоветских собратьев. Конечно, российское общество его также стало принимать не сразу и еще не приняло до конца. Его подвергали критике самые разные политические силы: националисты — за то, что он перекрыл собой их традиционное шествие «Русский марш», либералы — за то, что он является «антизападническим», коммунисты — за то, что он «подменяет собой день Великой Октябрьской социалистической революции». Тем не менее с каждым годом этот праздник становится все более легитимным в сознании россиян. По последним данным опросов, 4 ноября собираются отмечать 18% наших сограждан. Это по-прежнему не так много, но уже больше, чем число тех, кто празднует 7 ноября.
В условиях глобальной турбулентности граждане России, наблюдая за войнами, переворотами и конфликтами за рубежом, всё больше ощущают ценность принципов мира и согласия. А именно они лежат в основе праздника 4 ноября. День народного единства ни в коей мере не направлен на размежевание общества, а, напротив, ставит своей целью его объединение и консолидацию ради благополучия нашей Родины.
Так что праздник к нам приходит… Настоящий праздник!
Автор — декан факультета социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
В современной российской культуре соседствуют и традиционные праздники, и пришедшие с Запада, и новые официальные праздничные даты. Почему к нам проник Хэллоуин и как правильно нужно отмечать День народного единства, рассказал НДН.инфо профессор Новосибирского государственного технического университета, доктор филологических наук Сергей Проскурин.
– Сергей Геннадьевич, многие упрекают россиян в том, что за год мы слишком много отдыхаем. Так ли это на самом деле?
– Количество праздничных дней у нас сопоставимо с числом праздников и на Востоке, и на Западе. В Японии, например, тоже празднуют Рождество. Там нет, как правило, отпусков, в среднем японец отдыхает в отпуске два дня в год, а все остальное компенсируется праздниками, и один из них Рождество. В эти даты вся Япония приходит в движение, люди едут отмечать в гости, к родителям.
На Западе праздников примерно столько же, сколько и у нас, только Рождество покороче. Мы ведь 25 декабря тоже празднуем, не столько само католическое Рождество, скорее саму дату.
– Из ближайших российских праздников у нас День народного единства 4 ноября. Но многие не воспринимают эту дату как праздничную, скорее как очередные выходные. Тем более теперь президент объявил у нас целую нерабочую неделю из-за роста заболеваемости коронавирусом, и праздничный повод вообще затерялся.
– День народного единства — это дореволюционный праздник. Его отмечали на протяжении столетий, и сейчас он возрождается, но еще не закрепился в культуре. Именно обращение в историю, в прошлое считаю правильным подходом.
В прошлом в этот день возлагали цветы к памятнику Минину и Пожарскому, повсеместно объявляли выходной, отмечали воспоминаниями из истории. Это был радостный праздник, праздник свободы. С точки зрения истории он прижился, но пока мало его историографии. Вот революционное 7 ноября гораздо лучше документировано, снято большое количество фильмов.
День народного единства заслуживает того, чтобы его возродили, хоть эта задача не из легких: нужна концентрация энергии власти и общества. Точнее, должно быть гражданское общество, которое может реагировать на такие праздники созданием фильмов, концертов, чтобы они были не навязанными сверху, а шли от людей. В это время хорошо вручать государственные премии. Страна должна знать своих героев.
– В этом году официально появился День отца. Нужен ли нам такой праздник?
– Есть культуры, которые больше ориентированы на отношения «дядя-племянник», и они являются ведущими в мировой культуре. Например, у германских народов в средние века была приоритетнее линия «дядя-племянник», а линия «отец-сын» являлась вторичной. Это связано с трудностью установления отцовства в средние века. Сейчас отцовство легко устанавливается, и линия «отец-сын» стала доминирующей, а кроме этого она подкрепляется культурным, библейским, кодом: «Он отдал сына своего единосущного».
Хорошо, что этот праздник появился, но другое дело, приживется ли он, и будут ли дети поздравлять своих отцов с праздником. Пока он пришел к нам сверху, не из народной традиции, но для укрепления семьи и традиционной культуры это ценный праздник.
– А День матери прижился?
– Этот праздник тоже является инициированным властями. В США этот праздник один из ведущих, с красной датой календаря. У нас даже не все вспомнят, когда его празднуют. Есть мощный противовес этому празднику — 8 Марта. Этот день больше ориентирован на поздравление матерей и бабушек в нашей культуре.
– День семьи, любви и верности возник как наш ответ западному Дню святого Валентина. Но последний, хоть и не всеми приветствуется, но все же укоренился, особенно среди молодежи. Как реагируют на его православную замену?
– Это относительно новый праздник. Его отмечают 8 июля, в православном календаре. Это день святых Петра и Февроньи. Для невоцерковленных, то есть тех, кто не ходит в церковь, но считает себя православным, это праздник проходной.
В церквях этот день пышно отмечают. К тому же он приходится на середину лета, проводятся различные концерты. Но сложно сказать, составил ли он конкуренцию Дню святого Валентина с традиционными валентинками, записками, подарками. Время расставит все точки над «i». Оба праздника празднуются, но в разных слоях общества.
– Из западных праздников к нам проник также Хэллоуин. Возможно, он частично прижился потому, что у нас мало своих осенних праздников. Почему у нас не празднуют, например, праздник урожая?
– Хэллоуин изначально и был аграрным праздником. Раньше Новый год праздновался 1 сентября. С концом лета заканчивался сельскохозяйственный год, а в сентябре начинался новый. Мы утратили свои аграрные праздники, в том числе из-за тяжелого исторического периода, когда из деревень выжимали соки и раскулачивали. Со временем ослабло внимание к аграрным традициям.
Но Россия сейчас выступает как сильная аграрная страна, у нас большие достижения в производстве мяса, сборе пшеницы. Занимаем первое место по зерновым в мире. Можно ожидать, что агарные праздники возродятся, и если будет такая инициатива, то ее нужно поддержать. Сейчас сбор урожая празднуется в рамках церковных праздников — это медовый спас и яблочный спас. Под эти даты также проводятся коммерческие ярмарки.
– В России спорят по поводу затянутости новогодних праздников. Нужно ли их сократить?
– Столь длинные выходные экономически обоснованы. Это характерно для стран с сырьевой экономикой, которая подпитывает трубопроводами, и они работают вне зависимости от того, сидит ли человек в офисе. Для нашей страны это не так уж плохо, пусть люди отдохнут. Для инновационной экономики это, конечно, многовато, потому что при длинных выходных люди начинают ориентироваться на зарубежные поездки.